Гендерно-ориентированная программа повышения мотивации изучения профессионально ориентированного иностранного языка
Аннотация
В данной статье, проанализировав некоторые особенности и сложности, связанные с профессиональной направленностью обучения иностранному языку, авторы пришли к выводу о необходимости разработки специальной психолого-педагогической программы. Авторы представили программу повышения профессионально ориентированной мотивации изучения иностранного языка в неязыковом вузе. В качестве одной из целей программы выступило формирование профессионально-ориентированной мотивации с учетом гендерной дифференциации. Было установлено, что сложности с формированием профессионально-ориентированной мотивации в техническом вузе, существование комплекса причин демотивации обучающихся могут быть результатом фокуса на традиционных образовательных подходах с доминированием грамматико-переводного метода обучения иностранному языку. Созданная авторами психолого-педагогическая программа включает в себя интересные проблемные задания на основе лингвострановедческого материала, а также ролевую игру профессионального характера, предоставляющую студентам, как юношам, так и девушкам, возможность попробовать себя в роли профессионалов. По итогам апробации программы, авторы отмечают значительное снижение у студентов обоего пола стрессоров и тревожности в процессе обучения иностранному языку, а также значительное увеличение мотивации достижения успеха, что способствует повышению профессионально-ориентированной мотивации изучения иностранного языка у студентов технического вуза.
Об авторах
Юлия Романовна Гуро-ФроловаРоссия
Доцент, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков и конвенционной подготовки
Екатерина Анатольевна Седова
Россия
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков и конвенционной подготовки
Список литературы
1. Li, Jiajing. Profiles of motivation and engagement in foreign language learning: Associations with emotional factors, academic achievement, and demographic features / Jiajing Li, Ronnel B. King, Chuang Wang // System. – 2022. – Vol. 108. – 102820– https://doi.org/10.1016/j.system.2022.102820
2. Yi-Lin Elim Liu. Enhancing university students' creative confidence, learning motivation, and team creative performance in design thinking using a digital visual collaborative environment / Yi-Lin Elim Liu, Tseng-Pin Lee, Yueh-Min Huang // Thinking Skills and Creativity. – 2023. – Vol. 50. – 101388. – https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101388
3. Carrió-Pastor, María Luisa. Motivation in Second Language Acquisition / María Luisa Carrió-Pastor, Eva M. Mestre Mestre // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 240–244. – https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.201
4. Храмова, Ю. Н. Пути внедрения инновационных технологий в учебный процесс вуза при обучении иностранному языку / Ю. Н. Храмова // Педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 69–71.
5. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2002.
6. Horwitz, E. K. Foreign Language Classroom Anxiety / E. K. Horwitz, M. B. Horwitz, J. Cope // Modern Language Journal. – 1986. – Vol. 70 (2). – P. 125–132.
7. Gardner, R. C. Social Psychology and Second Language Learning. The Role of Attitudes and Motivation / R. C. Gardner. – London, 1985.
8. Седова, Е. А. К проблеме формирования инструментальной мотивации студентов старших курсов технического вуза (на примере механического факультета) / Е. А. Седова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2018. – Т. 12, № 8. – С. 86–87.
9. Guro-Frolova, Yu. R. Foreign language teaching due to profession orientation / Yu. R. Guro-Frolova // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. – Т. 3. – С. 28–30.
10. Guro-Frolova, Yu. Remote teaching a foreign language to students of conventional specialities of the Russian University of transport during the world lockdown because of COVID-19 spread / Yu. Guro-Frolova, E. Sedova, V. Novik // Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference "Current problems of social and labour relations" (ISPC-CPSLR 2021). Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. – Amsterdam, 2022. – Р. 140–146.
Рецензия
Для цитирования:
Гуро-Фролова Ю.Р., Седова Е.А. Гендерно-ориентированная программа повышения мотивации изучения профессионально ориентированного иностранного языка. Каспийский научный журнал. 2024;2(1):стр. 21-28.
For citation:
Guro-Frolova Yu.R., Sedova E.A. Gender oriented program to increase motivation for learning a professionally oriented foreign language. Kaspijskij nauchnyj zhurnal. 2024;2(1):стр. 21-28. (In Russ.)