Экологическая безопасность
Статья посвящена применению геоинформационных систем (ГИС) в экологическом мониторинге Богдинско-Баскунчакского заповедника – уникальной территории с выраженными карстовыми процессами и высоким биоразнообразием. На примере анализа динамики карстовых провалов, картирования маршрутов исследований и учёта биологических видов показано, как интеграция ГИС-технологий повышает точность и эффективность экомониторинга. Использование мобильных приложений, спутниковых снимков и многослойных карт позволило автоматизировать сбор данных, оптимизировать управление туристическими потоками и минимизировать антропогенное воздействие. Результаты демонстрируют, что ГИС-платформы не только упрощают визуализацию пространственных данных, но и способствуют разработке стратегий сохранения редких видов и уязвимых экосистем. Статья подчеркивает ключевую роль ГИС в адаптивном управлении охраняемыми территориями в условиях растущего антропогенного прессинга.
Помимо рисков, связанных с резкой металла процесс демонтажа судов также может подвергать работников и окружающую среду воздействию ряда опасных химических веществ, одним из которых является изоляция и наполнители в кабелях. В статье рассматриваются экологически безопасные методы утилизации кабельных систем, оставшихся после демонтажа судов. Анализируются разновидности морских кабелей, состав проводов и возможные риски для окружающей среды, связанные с их неправильной утилизацией. Рассмотрены существующие и предложены новые принципиальные схемы многолезвийной очистки проводов от изоляции и загрязнений при механическом подходе, а также указаны их преимущества с экологической точки зрения
Психология. Педагогика
В статье рассматривается вопрос улучшения образовательных технологий для студентов инженерных специальностей посредством интеграции методов программируемого обучения процесс обучения. Анализируется использование разветвленного алгоритма программируемого обучения, на основе которого формируются индивидуальные образовательные маршруты студентов, учитывающие их психофизиологические особенности. Подчеркивается возможность вовлечения студента в процесс обучения при помощи различных аудиовизуальных эффектов, системой индивидуальных бонусов, по аналогии с тем, как это реализовано в компьютерных играх.
В статье исследуется влияние искусственного интеллекта (ИИ) на студентов социальных наук. Рассматривается двойственная роль искусственного интеллекта как потенциального союзника в обучении, способствующего персонализации образовательного процесса и облегчающего доступ к информации, и как автономного авторитета, способного формировать зависимость и снижать критическое мышление. Анализируются результаты эмпирического исследования, проведенного среди студентов российских вузов, изучающих социологию, политологию и международные отношения. Исследование направлено на выявление восприятия студентами ИИ-инструментов, оценку их влияния на учебную мотивацию, самостоятельность в обучении и развитие аналитических способностей. Особое внимание уделяется этическим аспектам использования искусственного интеллекта в образовании и потенциальным рискам, связанным с чрезмерным доверием к алгоритмическим рекомендациям. На основе полученных данных предлагаются рекомендации по интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс социальных наук, способствующие развитию критического мышления и автономии студентов.
Информационные технологии
В статье описываются возможные способы применения методов определения оптимальных логистических маршрутов движения транспортных средств в условиях совмещения многих пунктов отправления и назначения с последовательным охватом нескольких промежуточных пунктов. Повышенный интерес к проблеме нахождения кратчайших маршрутов объясняется тем, что эта задача является одним из этапов решения большинства проблем, связанных с грузоперевозками. При этом результат решения задачи напрямую влияет как на сроки доставки грузов, так и на общую эффективность деятельности транспортного предприятия. Для решения задач подобного рода используются различные алгоритмы. Алгоритм Дейкстры находит применение в случаях определения кратчайшего пути между начальными и конечными точками как при программировании автоматизации подготовки и формирования исходных данных, так и при маршрутизации перевозок, а алгоритм Литтла используют для определения кругового маршрута. Универсальным инструментом для подобных расчетов является MS Excel, который предлагается использовать для решения задач оптимизации.
Современный специалист по технической эксплуатации транспортного радиооборудования должен обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями по разработке структуры объекта профессиональной деятельности, выбора параметров оборудования для технической диагностики и возможной его модернизации. Поэтому в рамках учебного процесса применяются комплексные методики изучения радиоэлектронных средств на базе отдельных объектов профессиональной деятельности.
На кафедре радиоэлектроники ФГБОУ ВО «ВГУВТ» одним из базовых изучаемых объектов является оборудование судового радиотехнического канала связи. Изучение физических процессов в канале связи начинается с исследования аналоговых систем на младших курсах. Целью является теоретическое исследование классических методов преобразований радиотехнических сигналов линейными и нелинейными радиотехническими цепями в передающем и приемном устройствах. Наглядность преобразований с целью формирования целостного видения структуры и функций отдельных блоков и всего оборудования канала связи обеспечивается компьютерным моделированием в программной среде Multisim.
На старших курсах объектом исследования является цифровые радиоэлектронные средства, обеспечивающие преобразования сигналов в цифровых радиотехнических каналах связи. Особое внимание в процессе обучения уделяется взаимосвязи аналоговых и цифровых радиоэлектронных средств; уточняются особенности дискретизации аналоговых сигналов, синтеза линейных цифровых фильтров, цифрового детектирования. Теоретические исследования закрепляются компьютерным моделированием цифрового канала связи в Matlab Simulink, что позволяет проанализировать весь путь преобразования управляющего низкочастотного сигнала приемо-передающей аппаратурой.
Внедрение данной методики исследований, включающей как теоретическое изучение, так и компьютерное моделирование процессов в аналоговых и цифровых радиотехнических системах, в учебный процесс позволит увеличить качество и эффективность формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», повысит их конкурентоспособность на рынке труда.