Социально-психологический климат в педагогическом коллективе: постановка диагноза
Аннотация
Исследование рассматривает проблему формирования благоприятного социально-психологического климата как основы для развития сотрудничества и взаимопомощи между сотрудниками. На материале социологического опроса и индивидуальных интервью анализируется влияние социально-психологического климата на профессиональное благополучие педагогов КИМРТ, эффективность их совместной деятельности и, как следствие, на качество образовательного процесса. Предварительный вывод о самочувствии преподавателей в контексте профессиональных и межличностных отношений, сложившихся в конкретном педагогическом коллективе, сделан с учетом результатов измерения оценок стиля руководства, условий труда, удовлетворенности профессиональной деятельностью, эмоционального состояния, связанного с выполнением профессиональных обязанностей. В дальнейшем планируется разработка практических рекомендаций для руководства и педагогов по оптимизации межличностных отношений и повышению сплоченности коллектива. Перспективы исследования связаны с внедрением нового диагностического инструментария и расширением целевой аудитории. По мнению авторов, привлечение к опросам представителей разных коллективов, не только педагогических, позволит сопоставить разные подходы к формированию устойчивого социально-психологического климата и выработать адекватные стратегии взаимодействия в коллективе с учетом его профессиональной специфики.
Об авторах
Наталья Николаевна МатьеРоссия
Старший преподаватель кафедры «Гуманитарные дисциплины и английский язык»
Марина Александровна Симоненко
Россия
Кандидат филологических наук, доцент
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Издательство «Наука». 1984. 439 с.
3. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
4. Рогов Е.И. Психология группы. М.: ВЛАДОС, 2005. 430 с.
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
6. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
7. Кузьмин Е. С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 39 с.
8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191.
9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. С. 26.
10. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с.
11. Rogers C. R., Farson R. E. Active Listening // Communicating in Business Today. R. G. Newman, M. A. Danzinger, M. Cohen (eds.). Heath & Company, 1987.
Рецензия
Для цитирования:
Матье Н.Н., Симоненко М.А. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе: постановка диагноза. Каспийский научный журнал. 2025;(1(6)):40-47.
For citation:
Mathieu N.N., Simonenko M.A. Socialpsychological climate in a pedagogical team: diagnostic approach. Kaspijskij nauchnyj zhurnal. 2025;(1(6)):40-47. (In Russ.)