Лингвокультурная грамотность как необходимая компетенция будущих специалистов морской транспортной отрасли
Аннотация
В статье рассматривается феномен лингвокультурной грамотности как одной из необходимых компетенций, которые должны быть присущи специалисту морской транспортной сферы. Дано определение понятию «лингвокультурная грамотность», описаны компоненты в его иерархической структуре. Выдвигается тезис о том, что высокая лингвокультурная грамотность, сформированная у обучающегося в течение первых двух лет обучения в вузе, позволит в дальнейшем успешно освоить специальные дисциплины, формируя профессиональные компетенции, а затем в профессиональной сфере успешно выстроить индивидуальную карьерную траекторию как высококлассному специалисту транспортной отрасли.
Об авторе
Мария Михайловна БичароваРоссия
Кандидат филологических наук, доцент
Список литературы
1. Барышников С.О. Кадры российскому флоту: потребность и требования возрастают // Транспорт Российской Федерации, № 4 (59), 2015, с. 5-9.
2. Seafarer labour market tightest on record // Drewry. 07 Jun 2023. URL: https://www.drewry.co.uk/news/seafarer-labour-market-tightest-on-record Дата обращения: 05.05.2024.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
4. Зеер Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. С. 345-356
5. Желтов П.В. Содержание и структура понятия «базовые профессиональные компетенции специалиста» // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ», № 3, 2010, c. 138-142.
6. Hirsch E.D. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. Houghton Mifflin: Boston, 1987, 205 p.
7. Петрова И.К. Компетентностный подход и культурная грамотность: об источниках формирования новых требований в образовательных системах англоязычных стран // Образование и воспитание. 2018. № 3 (18). С. 2-5.
8. Ансимова О. К. Концепция лингвокультурной грамотности: актуальность и перспективы // Филология и литературоведение. 2014. № 7, c. 3-6.
9. Скуратовская Я.Л. Лингвокультурная грамотность как основа коммуникативной компетенции // Lingua mobilis. 2009 № 2 (16). С. 100-103.
10. Гончарук Е.Ю., Калачинская Е.В., Коновалова Ю.О. Прецедентные феномены в сознании российских студентов (по результатам исследования их культурной грамотности) // МИРС. 2014. № 1. С. 21-25
11. Данич О.В. Лингвокультурные символы в контексте формирования лингвокультурной грамотности белорусских младших школьников // Лингвокультурологические чтения : сборник статей Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках I Международного лингвокультурологического форума «Лингвокультурология и коммуникативная реальность XXI века: новые вызовы – новое осмысление». Москва, РУДН, 19-20 октября 2023 г. / под редакцией В.В. Воробьева, М.Л. Новиковой, Д.С. Скнарева. Москва : РУДН, 2024. С. 158-161.
12. Лингвокультурная грамотность: ключ к успешному взаимодействию в многоязычном мире // Научные Статьи.Ру Дата последнего обновления статьи: 02.10.2023. URL https://nauchniestati.ru/spravka/lingvokulturnaya-gramotnost/ (дата обращения: 07.05.2024).
13. Николина Н.Н. Роль фоновых знаний в условиях межкультурной коммуникации // Лингвокультурология. 2017. № 11. С. 99-107.
14. Росина Н.Л., Росина М.А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. 2023. № 5. С. 138-147.
15. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования М., 2023. URL: https://minobrnauki.gov.ru/Концепция1.pdf (дата обращения: 08.05.2024)
16. Конталев В. А. Анализ состояния и перспективы современного рынка труда моряков. Характеристика российского рынка труда моряков // Транспортное право, 2005, № 4. С. 2-13.
17. Скнарина И.И., Беляева Н.А. Роль межкультурной компетентности в преодолении языкового и культурного барьеров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 2. C. 203-205.
18. Подгорбунских А.А. Феномен лингвокультурной компетентности в парадигме современного профессионального образования // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 436-441.
19. Немцев О.В., Иванова А.А., Бочарникова Г.Ю. Подготовка морских специалистов в вузе // Научные труды Дальрыбвтуза. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-morskih-spetsialistov-v-vuze (дата обращения: 08.05.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Бичарова М.М. Лингвокультурная грамотность как необходимая компетенция будущих специалистов морской транспортной отрасли. Каспийский научный журнал. 2024;4(3):24-31.
For citation:
Bicharova M.M. Linguocultural literacy as a necessary competency of future specialists in marine transport industry. Kaspijskij nauchnyj zhurnal. 2024;4(3):24-31. (In Russ.)