Профессионально-личностная самореализация студента СПО в условиях мониторинга учебного процесса
Аннотация
В условиях модернизации российского образования и реализации задач, обозначенных в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО), существенно возрастает значение профессионально-личностной самореализации студентов. В статье анализируются условия, способствующие этому процессу, при системном внедрении мониторинга как ключевого инструмента управления качеством образовательной среды. Мониторинг рассматривается не только как средство оценки академической успешности, но и как элемент педагогической поддержки развития обучающегося как субъекта профессионального самоопределения. Подчеркивается необходимость создания индивидуальных образовательных маршрутов, усиления рефлексивной и мотивационной составляющей образовательной деятельности. Рассматриваются конкретные педагогические практики и формы мониторинга, влияющие на личностный рост студентов СПО. Делается вывод о том, что мониторинг способен стать интегративным механизмом сопровождения профессионального развития, если будет выстроен в логике поддержки, а не административного контроля.
Об авторах
Мария Васильевна СтепановаРоссия
аспирант; преподаватель
Николай Михайлович Борытко
Россия
Д.п.н., профессор, директор Научного центра РАО на базе Волгоградского государственного университета, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы
Список литературы
1. Беляева Л.А. Мониторинг как механизм управления качеством образования / Л.А. Беляева // Среднее профессиональное образование. – 2021. – №2. – С. 18–21.
2. Иванова А.В. Профессиональная самореализация личности в процессе профессионального обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – №3. – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29940
3. Киселева Л.А. Мониторинг образовательных достижений студентов СПО / Л.А. Киселева // Образование и саморазвитие. – 2022. – №1. – С. 32–35.
4. Шадрина Т.В. Профессиональное самоопределение студентов СПО: педагогический аспект / Т.В. Шадрина // Вестник педагогических наук. – 2021. – №5. – С. 41–46.
5. Фролова Е.В. Личностный подход к обучению в профессиональной школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – №2. – С. 17–22.
6. Шеремет М.К. Развитие мотивационной сферы студентов СПО / М.К. Шеремет // Профессиональное образование. – 2021. – №4. – С. 22–27.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2001. – 384 с.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Университетское, 1990. – 120 с.
9. Образование и карьера: развитие навыков XXI века // Национальный доклад. — М.: ИСРО, 2022. – 76 с.
10. Приказ Минпросвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 457 «Об утверждении примерных ОПОП СПО».
Рецензия
Для цитирования:
Степанова М.В., Борытко Н.М. Профессионально-личностная самореализация студента СПО в условиях мониторинга учебного процесса. Каспийский научный журнал. 2025:28-37.

